Диагностика электрики

elpower 1

  • Начальное напряжение аккумулятора – измеренное напряжение на клеммах аккумулятора в начале измерений.
  • Уровень заряженности аккумулятора в процентах. Для улучшения достоверности, рекомендуется проводить измерения не ранее чем через час после остановки двигателя. При этом все второстепенные потребители электроэнергии должны быть отключены.
  • Просадка напряжения – фактическая просадка напряжения в момент пикового потребления тока (в момент включения стартера). Нормой считается просадка не ниже 9 V. Просадка ниже 7 V может вызвать сбои в работе электроники автомобиля.
  • Номинальный пусковой ток аккумулятора – максимальная расчётная величина тока, которую способен обеспечить аккумулятор при условии просадки напряжения в пределах нормы.
  • Ресурс аккумулятора по пусковому току – отображает в процентах соотношение номинального пускового тока с указанным на корпусе аккумулятора значением. Рассчитанные значения ресурса ниже 50 % характерны для аккумуляторов с внутренним обрывом или с обсыпанием пластин (справедливо только при условии, что аккумулятор заряжен).

 

  • Максимальное напряжение зарядки – максимальное напряжение на клеммах аккумулятора за всё время измерений. Напряжение зарядки ниже 13.8 V может стать причиной неполной зарядки аккумулятора. Напряжение выше 15 V опасно для автомобильной электроники и аккумулятора.
    Причиной низкого напряжения зарядки может быть как неправильная работа генератора или неисправность его силовой цепи, так и чрезмерное потребление тока бортовой сетью автомобиля. Например, некоторые системы управления дизельным двигателем после пуска двигателя ещё на несколько минут могут включать свечи накаливания. Общий ток потребления, при этом, может превышать максимальный ток генератора. В таком случае, даже при исправном генераторе, напряжение на клеммах аккумулятора может быть заниженным.
  • Пульсации напряжения зарядки в милли Вольтах. Увеличенное значение может указывать на неисправность диодного моста или фаз генератора.



  • Ток втягивающего реле – суммарный потребляемый ток втягивающей и удерживающей обмотками втягивающего реле (до момента коммутации его силовых контактов).
  • Время включения втягивающего реле – время от начала включения втягивающего реле до момента коммутации его силовых контактов.
    Увеличенное время включения и / или большая разбежность этой характеристики от измерения к измерению может указывать на «заедание» втягивающего реле или бендикса.
  • Фактический пиковый ток стартера – пиковое значение потребляемого от аккумулятора тока, в момент включения стартера.
  • Номинальный пиковый ток цепи стартера – расчётная величина тока цепи стартера при условии просадки напряжения в пределах нормы. Допустимые границы (отображаются в скобках) рассчитываются исходя из количества цилиндров и типа двигателя (рабочий объём двигателя в расчётах не учитывается).
    Если рассчитанное значение номинального пикового тока находится вблизи нижней границы, это может указывать на недостаточное сечение силовых проводов стартера, на плохой контакт в цепи стартера, либо на слишком высокое электрическое сопротивление стартера. Если же это значение находится вблизи верхней границы – то, для того чтобы избежать значительной просадки напряжения, на таком автомобиле желательно применение аккумулятора с увеличенным пусковым током.
  • Разрывы тока стартера возникают вследствие износа щёток и / или ламелей коллектора якоря стартера. Такая неисправность создаёт значительные помехи в бортовой сети автомобиля и может привести к сбою в работе электроники вплоть до невозможности запуска двигателя.



Для дизельного двигателя, если перед пуском включались свечи накаливания, скрипт ElPower может дополнительно выводить следующие характеристики цепи свечей накаливания. 

  • Общий фактический пиковый ток всех свечей накаливания – пиковое значение потребляемого от аккумулятора тока, в момент включения свечей накаливания.
  • Начальный номинальный ток каждой свечи накаливания – расчётное значение тока свечи накаливания в момент её включения исходя из количества цилиндров при условии просадки напряжения аккумулятора в пределах нормы.
    Если рассчитанное значение меньше допустимой нижней границы, то это может указывать на то, что некоторые из свечей неисправны / не подключены, либо на уменьшенную мощность свечей накаливания.
  • Конечный номинальный ток каждой свечи накаливания – отображает расчётное значение тока свечи накаливания перед её выключением исходя из количества цилиндров при условии просадки напряжения аккумулятора в пределах нормы.
    Если рассчитанное значение меньше допустимой нижней границы, то это может указывать на то, что некоторые из свечей неисправны или не подключены, либо на уменьшенную мощность свечей накаливания.
  • Время работы свечей накаливания – время от начала включения до выключения свечей накаливания.


elpower 2
Во вкладке «Графики» отчёта скрипта ElPower выводятся следующие графики. 

  • Напряжение на клеммах аккумулятора (измеренные значения).
  • Выходной ток генератора (расчётные значения – график оценочный).
  • Ток аккумулятора (измеренные значения). Ток зарядки аккумулятора отображается выше нулевой линии, ток разрядки – ниже.
  • Ток потребителей (расчётные значения – график оценочный).


Измерение тока утечки. 

Допустимым значением тока утечки считается ~ 100 mA. Измерить ток утечки можно по началу графика тока на участке сразу после обхватывания клещами силовых проводов (факт раскрытия / закрытия захвата клещей, обычно, отчётливо заметен на графике тока). Аналогично, можно оценить ток потребления в конце записи. Здесь следует учесть, что некоторые электронные блоки могут не отключаться в течении часа после выключения зажигания.